РЕЗОЛЮЦИЯ по итогам VI Инвестиционной сессии проектов ГЧП в Северо-Западном федеральном округе

15 ноября 2018 года в г. Мурманске в рамках VII Мурманской международной деловой недели состоялась VI Инвестиционная сессия проектов государственно-частного партнерства в Северо-Западном федеральном округе.

Мероприятие организовано Министерством развития промышленности и предпринимательства Мурманской области и АО «Корпорация развития Мурманской области».

Инвест-сессия тематически была разделена на две части. Модератором первой части выступил заместитель министра развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Олег Николаевич Костенко. Потенциальным инвесторам и экспертному сообществу представили перспективные ГЧП-проекты Мурманской области, отобранные по итогам комплексной образовательной программы в сфере ГЧП, проведенной с привлечением передового образовательного учреждения в этой сфере – Института ГЧП: строительство хирургического корпуса, физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Кандалакша, модернизация системы теплоснабжения г. Заполярный, организация освещения на автомобильных дорогах и детский сад в ЗАТО г. Североморске.

Заместитель директора Национального центра ГЧП Артем Евгеньевич Володькин подчеркнул, что представленные проекты интересны в своей отрасли и каждый может найти своего инвестора.

Соорганизатором круглого стола «Практика применения механизмов ГЧП, опыт регионов, перспективы взаимодействия» – второй части инвест-сессии – стало Стратегическое партнерство «Северо-Запад». Модератор – руководитель пресс-службы Стратегического партнерства «Северо-Запад» Дарья Анатольевна Дедова, прокомментировала:

«Власти Мурманской области демонстрируют серьезную заинтересованность в вопросах применения механизмов ГЧП на практике и стараются создать условия, которые будут интересны и выгодны не только региону, но и частному инвестору. Это особенно важно для Арктической зоны с её северным удорожанием, серьезными климатическими ограничениями, малой численностью населения и другими особенностями, которые затрудняют окупаемость проектов как в сфере ЖКХ, так и в сфере здравоохранения, развития спорта и культуры и т.д.».

Она также отметила, что сегодня существует объективный недостаток информации о способах работы с ГЧП. Статистика показывает, что из 100% заявленных проектов (представленных конкурсных документов) до стадии подписания в лучшем случае доходит лишь пятая часть. И лишь половина из этой части – до коммерческого закрытия.

Заместитель министра развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Олег Николаевич Костенко рассказал про опыт в сфере реализации ГЧП-проектов в Мурманской области – это создание региональной системы обработки, размещения твердых коммунальных отходов, систем коммунальной инфраструктуры теплоснабжения и водоснабжения в г.п. Кандалакша, г.п. Печенга, ЗАТО н.п. Видяево, г.п. Умба, недавно прошедший конкурсные процедуры крытый каток с искусственным льдом, а также федеральный проект по созданию и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта Мурманск в рамках Комплексного развития Мурманского транспортного узла.

Заключенное в 2013 году концессионное соглашение по созданию региональной системы обработки и размещения твердых коммунальных отходов — первый инфраструктурный ГЧП-проект в сфере обращения с отходами в Арктической зоне Российской Федерации. В настоящее время строительство мусоросортировочного комплекса и полигона завершено, осуществлена государственная регистрация прав собственности на владение и пользование указанными объектами.

Ведущий специалист отдела развития ГЧП Агентства инвестиционного развития республики Татарстан Назмутдинов Рузаль Равилевич представил первое соглашение муниципально-частного партнерства в России в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по строительству спортивно-оздоровительного комплекса «Оранж Фитнес» г. Набережные Челны.

Смолягин Игорь Владимирович, директор по работе с инвесторами Корпорация развития республики Башкортостан, и Подшивалов Данил Владимирович, начальник сектора организационно-правового сопровождения проектов ГЧП Комитета по инвестициям г. Санкт-Петербург, рассказали о крупнейших проектах ГЧП в сфере дорожного строительства, а также об особенностях применения законодательства в своих регионах. Оживленную дискуссию вызвал опыт г. Санкт-Петербурга в сохранении объектов культурного наследия в рамках концессионного соглашения (проект реконструкции здания под бутик-отель).

Килинкаров Владимир Витальевич, советник, руководитель российской практики ГЧП Dentons Europe, рассказал про актуальные юридические проблемы и перспективы совершенствования законодательства, отметив, что большие надежды возлагаются на прорабатываемый сейчас механизм инфраструктурной ипотеки и изменения к подходу оценки эффективности ГЧП-проектов.

В Инвест-сессии приняли участие более 70 представителей органов государственной и муниципальной власти, инфраструктуры поддержки бизнеса, инвесторы, консалтинговые компании и экспертное сообщество Северо-западного Федерального округа, а также Татарстана и Башкортостана. В качестве экспертов выступили представители Национального центра ГЧП, компаний «Агентство ПМА», Deloitte, Dentons Europe, Maxima Legal, Ассоциации «ЖКХ и городская среда», ООО «Концессионные инициативы и проекты», ГК «Эксперт» и других.

По итогам инвест-сессии участники решили:

  1. Признать, что развитие форм ГЧП во многом зависит от политической воли субъектов Российской Федерации.
  2. Признать целесообразность проведения на системной основе сессий ГЧП-проектов – площадок для обсуждения наработанного опыта в сфере применения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП.
  3. Отметить, что сфера транспорта – самая капиталоемкая в рамках применения концессионного законодательства.
  4. Обозначить важность и необходимость учета имеющейся судебной практики при структурировании проектов ГЧП.
  5. Акцентировать внимание на трудностях, связанных с реализацией проектов ГЧП на территории закрытых административно-территориальных образований, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
  6. Учесть возможность реализации проектов ГЧП через механизм «инфраструктурной ипотеки» благодаря прорабатываемым в федеральном законодательстве изменениям.
  7. Отметить необходимость выработки Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой единой позиции и методики оценки социально-экономических и бюджетных эффектов от реализации инфраструктурных проектов в стране.
  8. Отметить необходимость внесения следующих дополнений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях:
  • порядка компенсации расходов инициатора на разработку «частной инициативы», в случае заключения концессионного соглашения с иным лицом;
  • возможности включения в концессионные соглашения, заключенные до 2014 года, платы концедента на покрытие части расходов концессионера на создание объектов по обращению с отходами в целях снижения тарифной нагрузки на население;
  • возможности возмещения за счет средств экологического сбора части фактически понесенных затрат, в т.ч. в рамках ранее заключенных концессионных соглашений на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов обработки, утилизации отходов, включенных в состав государственных программ субъектов Российской Федерации.

Здесь наш руководитель бегает кроссы

×