Конкурс «Я – гражданин России!» будет проводиться на постоянной основе

Конкурс сочинений «Я – гражданин России!» проводится на Северо-Западе страны во второй раз, но у каждого, кто причастен к его организации, сложилось устойчивое впечатление, что он был всегда. Проект настолько органично вплетается в жизнь округа, регионов, общества и школы, привлекая к участию подрастающее поколение и их педагогов-наставников, что удивляешься: почему он не был запущен раньше?

Справедливости ради надо отметить, что министерства и департаменты образования в регионах Северо-Западного федерального округа в той или иной мере реализовывали эту задумку. И каждый из субъектов СЗФО совершенно объективно может говорить, что именно он был инициатором конкурса сочинений. К примеру, калининградцы считают, что прародителем конкурса «Я – гражданин России!» стала калининградская литературная акция «Я пишу сочинение», в рамках которой школьники 7-11 классов писали эссе на патриотическую тематику. Схожие проекты были запущены и в Петербурге, и в Вологде, и в Мурманской области. В итоге, благодаря поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе были созданы условия для синергии регионов в этом вопросе, и проект «Я – гражданин России!» получил межрегиональный статус.

Команда Стратегического партнерства «Северо-Запад» гордится тем, что Организационный комитет Конкурса доверил ей решение задач по координации и технического обеспечения каждого из этапов проекта в 2018 году.

«Нам приятно слышать в свой адрес слова благодарности от педагогических коллективов, участников проекта, аппарата полномочного представителя и членов Оргкомитета конкурса «Я – гражданин России!». Подчеркну, это результат большой совместной работы, посильное участие в которой принимало Партнерство, как организация, учрежденная всеми регионами СЗФО. Нам отрадно, что полномочный представитель Главы государства Александр Дмитриевич Беглов поручил проводить Конкурс на постоянной основе. Подрастающее поколение должно быть в центре внимания, потому что оно – будущее нашей страны. Результаты Конкурса – это полновесное социологическое исследование гражданских идеалов подрастающего поколения разных возрастных категорий, опираясь на которые власть и общество могут формировать молодежную политику», – прокомментировал Исполнительный директор АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Виталий Шаповалов.

С его мнением согласны в регионах. В министерстве образования Архангельской области высоко оценили результаты II Межрегионального конкурса сочинений «Я – гражданин России!». Помимо трех лауреатов проекта в категориях 7–10 классы и студенты СПО, Поморье может гордиться победительницей Межрегионального конкурса в категории «11 классы». Работа выпускницы из средней школы №1 города Вельска Марии Угрюмовой набрала наибольшее количество баллов в своей возрастной категории.

Победитель Конкурса в категории «11 классы» Мария Угрюмова, средняя школа №1 горда Вельска на торжественной церемонии награждения в резиденции аппарата полномочного представителя Главы государства в СЗФО 23 июня 2018 года

«…В каждой стране есть свои проблемы, и настоящие граждане готовы их решать и решают. «Где родился, там и пригодился» – слышал такую пословицу? Делай вывод: мы нужны своей стране – активные, инициативные, патриоты и будущее России, гордящиеся её историей, культурой, природой, людьми. Так и хочется перефразировать Маяковского: «…завидуйте! Я – гражданин Российской Федерации!»

Из сочинения победителя Конкурса Марии Угрюмовой, г. Вельск

Предлагаем вашему вниманию интервью с заместителем министра, начальником управления общего и дополнительного образования Архангельской области Юрием Гнедышевым, которое он дал пресс-службе Стратегического партнерства в преддверии заключительного этапа II Межрегионального конкурса сочинений «Я – гражданин России!».

Лауреат Конкурса Ксения Авдеева в категории «учащиеся СПО», «Плесецкий торгово-промышленный техникум» с педагогом Корытниковой Валентиной Николаевной на торжественной церемонии награждения в резиденции аппарата полномочного представителя Главы государства в СЗФО 22 сентября 2018 года

Юрий Анатольевич, чем обусловлено внимание к конкурсу, какие задачи он помогает решить в рамках учебно-воспитательного процесса?

– На наш взгляд, внимание к конкурсу обусловлено желанием развивать как учебную (предметную (история, обществознание, литература, русский язык, география), межпредметную и метапредметную составляющие), так и воспитательную работу в школе.

Конкурс помогает выявить не только уровень грамотности учащихся, их владение русским языком при изложении взглядов, но и пробелы в знании истории, степень сформированности нравственных качеств и гражданской идентичности, а также уровень осмысления понятий и терминов, необходимых для раскрытия темы.

Лауреат Конкурса Дарья Олеванова, Брин-НаволОцкая средняя школа с педагогом Выдриной Зоей Анатольевной на торжественной церемонии награждения в резиденции аппарата полномочного представителя Главы государства в СЗФО 22 сентября 2018 года

– Учитываются ли результаты анализа сочинений при формировании планов работы в сфере патриотического воспитания и организации досуга подрастающего поколения?

– Да, результаты анализа конкурсных сочинений в основном находят отражение в планах работы по патриотическому воспитанию и в планировании досуга учащихся. В государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования» результаты конкурса сочинений освещаются слушателям курсов повышения квалификации.

– Что, на Ваш взгляд, объединяло работы учащихся? Были ли сочинения, которые по–настоящему удивили?

– Да, были сочинения оригинальные по форме и содержанию, которые приятно удивили. Ребята использовали различные приемы для представления своего видения, кто же такой гражданин России.

Это мысленный диалог с одноклассником после бурного обсуждения в школе, кто же такой гражданин, и продолжение размышлений после дискуссии о гражданственности на уроке обществознания. Участники использовали описание памятников героическим событиям на своей малой родине для аргументации своей позиции. Приводили примеры из личного опыта, окружающей действительности, из литературы, искусства, истории нашей страны.

Присылали и работы с конкретными предложениями, которые, на их взгляд, стоит предпринять, чтобы привести страну к светлому будущему: изменение налоговой системы, государственная помощь начинающим и развивающимся предприятиям, активная деятельность государства на рынке труда, повышение качества образования и т.д.

Отрадно, что ребята очень часто обращаются к Конституции Российской Федерации для того, чтобы охарактеризовать качества гражданина как человека, имеющего определенные права и обязанности.

Достаточно много отсылок сделали ребята и к предстоящим на тот момент (теперь уже состоявшимся) выборам Президента Российской Федерации и участию в них как признаку, отличающему истинного гражданина России.

Лауреат Конкурса Мария Полушко, СОШ № 19, г. Северодвинск с педагогом Шабаевой Анной Александровной на торжественной церемонии награждения в резиденции аппарата полномочного представителя Главы государства в СЗФО 22 сентября 2018 года

P.S. Министерство образования Архангельской области специально отобрало фрагменты из сочинений участников II Межрегионального конкурса сочинений «Я – гражданин России!», свидетельствующие об их активной жизненной позиции:

«Родина – там, где лучше живется…» А ты пробовал где–то еще жить? И что значит «лучше»: вкуснее есть, мягче спать, веселее отдыхать, и все тебе на блюдечке с голубой каемочкой? Нет уж! В каждой стране есть свои проблемы, и настоящие граждане готовы их решать и решают».

«Каждый гражданин, по моему убеждению, должен знать прошлое своей Родины, чтить её законы и традиции. Честно трудиться на благо страны, приносить посильную помощь, не быть равнодушным к бедам и нуждам соотечественников».

«Я порою думаю, что мог бы родиться в другой стране, и благодарю своих прадедов и родителей, что этого не произошло».

«Сегодня модно критиковать, ругать, но первоначально, мне кажется, стоит спросить себя: «А что я сделал для своего государства?»

«Нельзя жить в стране и не знать её истории, её традиций и обычаев. История, традиция и обычаи каждой семьи – это составляющие истории страны. Я и вся моя семья бережно храним традиции, которые были завещаны нашими предками. Мы стараемся хранить память о нашем роде, пусть не в многочисленных, но очень важных для нас фотографиях, документах и воспоминаниях».

Здесь наш руководитель бегает кроссы

×